Проблемы образования, а также вопросы определения статуса педагогов и воспитателей были всегда предметом бурных дискуссий. К сожалению, сегодня работа учителя стала непрестижной и низкооплачиваемой. Преподаватели не получают высоких заработных плат, практически не имеют привилегий, несмотря на то, что их трудовая и моральная нагрузка намного выше по сравнению с другими профессиями. Нельзя забывать о том, что профессия педагога - стратегическая. От этого зависит будущее нации. Чтобы уничтожить любую страну, нужно лишить народ доступного и качественного образования. Какие действия необходимо предпринять? Прежде всего, нужно улучшить качество образования и повысить в глазах детей статус педагога.
В связи с этим в Казахстане было проведено исследование на тему «Актуальное состояние образовательного пространства в Республике Казахстан». По итогам исследования были проведены две экспертные сессии на темы: «Школьная среда и личностное развитие ребенка» и «Учитель в системе общественных отношений», в ходе которых выявлены такие проблемы, как:
низкий уровень заинтересованности талантливых успешных выпускников к преподаванию в школах;
в обществе отсутствует представление об учителе как об успешной ролевой модели;
отсутствие четкой профессиональной идентичности и ощущения профессиональной группы в образовательной среде;
учитель не влияет на процессы управления школой и не имеет возможности участвовать в принятии решений;
в 2018 году школы покинули 12 154 учителя;
к 2020 году школам Казахстана понадобятся дополнительно 100 тысяч учителей;
58% учителей считают, что в Казахстане учительство воспринимается как профессия с низким статусом;
66% учителей не посоветовали бы своим детям выбирать эту профессию;
55% студентов педагогических специальностей и 25% молодых учителей хотят уйти из профессии в ближайшие 5 лет;
41 год – средний возраст казахстанского педагога;
Взяв во внимание полученную информацию, было принято решение о создании Национальной Премии «Учитель Казахстана».
Премия «Учитель Казахстана» – это проект, возрождающий культуру благодарности и уважения к преподавателю. Проект направлен на консолидацию общественных настроений в сторону развития положительных установок ребенка, семьи, государства по отношению к учителю, а также на развитие человеческого капитала системы образования. Благодаря Премии «Учитель Казахстана» повысится престиж и авторитет профессии. Одна их важных целей проекта – это реализация творческого потенциала учителя, формирование новых компетенций и возможностей для преподавания.