Итоги конкурса «Спасибо, Учитель»

Официальный представитель международной премии «Учитель мира» в Казахстане Фонд развития общественно значимых инициатив ранее объявлял конкурс на самый лучший рассказ об учителе. Стали известны итоги конкурса «Спасибо, Учитель»:

 

Рахманенко Светлана Ивановна

Обладательница 1-го места конкурса “Спасибо, Учитель”

instagram: @svetlanarakhmanenko

 

Родилась  01.11.1961 года в городе Темиртау, Казахской ССР. В 1986 окончила  Кар ГУ им. Букетова по специальности: «учитель биолгоии, преподаватель химии», по распределению пришла работать  учителем биологии в  21 школу, где проработала  33 года. Имеет высшую квалификационную категорию высшего уровня квалификации. Татьяна Ивановна - творческий педагог и разносторонняя личность, использует в педагогической деятльности ИКТ – технологии, внедряет блочно –модульный подход в преподовании любимого предмета. Замужем, самым большим достижением в своей жизни считает интересную работу, крепкую семью, умниц - красавиц дочерей.

 

Моя сестра. Мой учитель.

Мне всегда везло с учителями, мне попадались  лучшие, добрые, умные. Каждый учитель вложил в меня частичку своей души, искру, помогающую мне на моем жизненном пути, вдохновляющую и направляющую. О каждом я могу говорить много и искренне, но вспоминается самое светлое.

- Просыпайся, пора в школу, отчего ты такая «соня-засоня»,  ну вот, опять  форма не на месте…Света, ну как же так, опять беспорядок, только организованного человека ждет великое будущее!

Меня ждет счастливое, великое будущее, ура!

Это лучшие воспоминания из моего детства и самый любимый, строгий и деловитый голос моей старшей сестры, моей подруги, моей главной и самой важной учительницы - Васильевой Татьяны Ивановны.

Старшая дочь в многодетной семье, она была мне, как мама, Татьяна проверяла наши уроки, мои и братьев, опекала и наставляла, была строга и весела. Вся ребятня из нашего дружного интернационального дома прибегала к нам вечерами, чтобы Таня проверила домашку, поправила  ошибки, шли именно к ней, потому что  так  терпеливо и ясно объяснить непонятное могла только Таня. Справедливая и требовательная, она была командиром пионерского отряда и комсоргом класса в самой лучшей 21 школе нашего города Темиртау, города строителей казахстанской Магнитки. Взаимовыручка, товарищество, дружба, эти понятия  органично и просто вошли в мою жизнь благодаря моей старшей сестре.

Нет ничего удивительного, что она выбрала профессию учителя, ведь она и так была им с трех лет. И конечно ясно, что Татьяна попросила на распределении и пришла работать в ту самую школу, в которой проучилась десять лет сама.

Какой бы я стала, если бы не она, моя любимая сестренка? Она воспитала меня, сформировав мой характер, она всегда была примером для меня, моих сыновей,  для своих друзей и близких, для своей семьи и всех своих многочисленных учеников.

Десять лет учебы и тридцать три года преподавательской деятельности в одной школе, это тридцать три выпуска, это примерно 700 часов ежегодных уроков, это тысячи учеников. Это невозможность пойти с Татьяной в магазин, бассейн или кафешку,  потому что любой поход превращается в выездное родительское собрание и тренинг психологической поддержки, просто от того,  что Татьяну Ивановну все знают и всех знает и помнит она. И как можно не поинтересоваться о здоровье и делах и успехах своих многочисленных учеников, их детей и даже уже внуков, как не поддержать их в большой и сложной жизни?

Ее путь к профессии учителя был непростым, папа видел в старшей дочери металлурга, мама поддерживала его. Но поступив вопреки воле родителей в  Карагандинский государственный университет имени Букетова, моя сестренка уже целых тридцать три года работает преподавателем биологии в 21 школе.

Вспоминаю годы перестройки, лихое время, когда наша республика переживала мучительное становление, когда шло формирование экономики, когда бастовали шахтеры и семьями уезжали в поисках лучшей доли друзья и знакомые, она была Учителем. Учителем с большой буквы. Татьяна  приносила на занятия в класс свой обогреватель, потому что радиаторы не грели, и фонарик, потому что на первых уроках часто не было света. В девяностых даже пищу варили на кострах во дворах казахстанской Магнитки, а еще, как и во всей стране по шесть - восемь месяцев не платили зарплату. Многие учителя не выдержали, чтобы выжить и прокормить семью -  ушли в бизнес, на базар, в «челноки». Татьяна не сдалась, проверяла тетради при свечах, мерзла сама, укутывала старшую дочурку, объясняя, что это временно, обогреватель важнее в школе и нужно потерпеть. Но больше всего страдала, молодая и красивая, от невозможности купить себе обновку. От того, что ходит в школу в расползающихся сапогах и старенькой шубке, а какой пример детям, когда  учительница одета в обноски? «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

Моя прекрасная сестра, ты так старалась! Твои уроки были самыми лучшими, тебя любили дети, даже прозвище у тебя было солнечным, таким, как твоя душа: «Танечка». И неважно во что ты была одета, ты всегда была Учителем, лучшим учителем в школе!

Ты не изменила профессии, не изменила себе, мы выстояли! Выручало, что у нас была большая и дружная семья, была дача – кормилица. Помню,  маме в смутном 1997 году подарили на юбилей пятилитровую банку опят, мелких, скользких и очень вкусных, а сестра отсыпала ровно половину, не слушая наших возражений, ведь для лабораторной работы по теме «Грибы» нашелся прекрасный материал! Купленный на рынке,  по случаю, микроскоп, вместо сапог, к слову,  сохранялся как зеница ока, потому что иначе лабораторные будут невозможны. Это сейчас на нашей даче есть грядка с пшеницей и овсом, а для наглядных работ могут быть экспроприированы у папы  рыба и  черви, лук и картофель, ведь ребята часто забывают принести в класс, то, что необходимо, а уроки  должны состояться.

Увлечение любимым делом или фанатизм? Фанатизм.  Он заразителен. Все ее друзья и ученики приносят в школу все, что найдено за лето, коряги и мхи, необычные камешки и брошенные птичьи гнезда, рога,  песчинки-жемчужинки собранные из мидий на море и многое – многое другое. И все это обрабатывается, оформляется и служит наглядным пособием для учеников. И вроде уже есть  новый,   оснащенный компьютерами кабинет биологии, и высшая квалификационная категория высшего уровня квалификации и можно расслабиться и пожинать плоды многолетних трудов.  Но это не про Татьяну Ивановну, для нее жизненная задача  увлечь и заинтересовать. Внедрение блочно-модульной технологии, smart - игр, флип-чартов, проектной деятельности и еще многого, многого другого, чем интересны и познавательны  уроки биологии в 21 школе. Творческие  и увлекательные занятия сестренки приносят свои плоды, ее  ученики неоднократно занимали призовые места на городском, областном и республиканском уровне.

На таких увлеченных фанатиках, как моя сестра, держится вся система образования нашей республики Казахстан! Татьяна могла много раз перейти на работу в инновационные учреждения города и области, ее неоднократно приглашали. И недоумевали, отчего сестра отказывается,  ведь школа №21 – обычная средняя школа, расположенная в первом микрорайоне Темиртау. Окружённая гимназиями и лицеями, в нее приходят детки, которых «отсеяли» из инновационных школ, в ней учатся спортсмены со всего города и компания учеников довольно разная и неоднородная.

Такие учителя, как моя сестра не имеют особых регалий и знаков отличий кроме грамот, потому, что часто спорят с чиновниками, и борются за справедливость. Татьяна всегда высказывала свои мысли и никогда не отмалчивалась на педсоветах. Проработав рядом с моей сестрой три года в нашей  школе, я поняла, что ни сиюминутные выгоды, не молчание в обмен на льготы и «пряники» – это не про нее. Васильева Татьяна Ивановна – борец, за это ее ценят коллеги, и уважает директор.

Она борец, борец за справедливость, честность, чистоту и прозрачность образовательного процесса. Она борец за детей и детство, за экологию и мир. Она никогда не пройдет мимо тех, кто обижает ребенка или не помогает старшим. Она знает многих в нашем городе и многие знают ее. Равнодушие – это не про нее.

Она борец и ее никогда не переделаешь.

 Благодаря сестре живу я, потому что сдаться она не может. И узнав несколько лет назад о моем диагнозе «рак», она первая бросилась на передовую борьбы с недугом. Каждый день, после работы в две смены в школе, невзирая на погоду и количество подготовок к уроком,  она приезжала в карагандинский онкоцентр, и хотя бы полчаса была рядом со мной. За полгода лечения, Татьяна не смогла приехать один раз, когда был буран и закрыли трассу. Она боролась и мы победили! Так и в повседневной жизни, сестра борется за каждого ученика,  потому что дети достойны лучшего и они не виноваты, от того, что родились не в самых богатых семьях, и ходят не в самую инновационную школу. Глупо бороться с системой, но ведь благодаря усилиям таких педагогов, как моя сестра, меняется парадигма образования, благодаря этим  «часовым», бессменно стоящим на посту в средних школах страны, ночами проверяющими тетради, обходящими микрорайоны и вырастившими поколения свободных  казахстанцев, происходит обновление содержания образования. Происходит цифровизация учебного процесса, и внедряются новые технологии. В школу приходит творчество и радость. Благодаря моей сестре меняются люди, меняется страна, меняется мир!

Она лучший учитель в мире – моя сестра Васильева Татьяна Ивановна!

Спасибо, Учитель!

 

Серікбай Ілияс

Обладатель 2-го места конкурса “Спасибо, Учитель”

instagram: @ilyas_serikbai

 

Видеорассказ участника про своего учителя

 

Жансyлу Баймагамбетова

Обладательница 3-го места конкурса “Спасибо, Учитель”

instagram: @zhaqonn

 

Надирова Гүлсім

Надирова Гүлсім – менің өмірге деген көзқарасымды 360%-қа өзгерткен жан. 7-ші сыныпта ешнәрсені ұқпай өз-өзіммен тұйықталып жүретін қыз едім. Бірақ география пәнін сүйіп оқитынмын. Әрине көреген ұстаздар болар баланы бірден таниды емес пе? Апайым сол кезде мені өзіне шақырып: «Болды. Жансұлу, енді сен менің қызымсың, екеуміз бірге жұмыс жасайтын боламыз», - деді. Мені танып қана қоймай, іште тығылып, тұншығып жатқан дарындарымды ашты. Дарынды, талантты баланы танып қана қоймай, оны ашып дамыта білу нағыз ұлы ұстаздың қасиеті емес пе. Өзінің тығыз жұмыс кестесі, отбасы, кішкентай сәбиіне қарамастан бар күшін маған және өзге де оқушыларға салды.

География пәнінің ғажаптарына бірге еніп шарладық, пәндік олимпиадаға қатысып жүлделі орындар иелендік. Маңғыстау жерінің құпияға толы тау мен тасын бірге аралап, талай қиындық пен қызығын бірге көрдік. Жарыс додасына салған кез-келген оқушысы міндетті түрде жүлдемен оралады. Аудан, облыс аумағында аты белгілі, өте талантты азулы ұстаз десем де болады. Мектепте де қол қусырып отырмайды, мектепті гүл қылып, жарыстарда да мектептің, ауылдың атын шығарып жүреді. 7-нші сыныптан 11-нші сыныпқа дейін 5 жыл бойы бірге болдық. Екеуміз бірге отырып армандайтын едік. Шіркін, қашан республикалық жарыстан орын аламыз деп.

Міне Алланың қалауымен 11-нші сыныпта 2019 жылы осы дәрежеге қол жеткіздік. Республикалық ғылыми жобалар сайысында өлкетану (география+қазақстан тарихы) бағыты бойынша жобаны қорғап, аудандық кезеңнен республикалық кезеңге дейін 1-нші орынды иелендік. Айтуға оңай болғанымен, кеткен еңбек, төгілген тер орасан зор. Көптеген жұмысты жасап қиындықты бастан кештік. Апайымның алға қойған мақсатының арқасында алға қарай жұмыс жасадық.

Баспаған жері, аспаған тауы қалмады. Үлкен-үлкен ғалымдармен байланыстық, практикалық жұмыстар атқардық, саяхатқа да шықтық. Дегенмен, бұл жұмыс еңбекті ақтады. Республикалық дәрежеде алтын медаль иелендік. Қуанышта шек болмады. Қазылар алқасының қорытындысынан кейін бірден апайыма соқтым, әрине әдеттегідей «Жаным, алтыным, лайықтысың, жарайсың, шүкір» - деген сөздер, бірден көңіліміз босады. Аллаға Шүкір. Мен орын алмай немесе 2-нші орын алған уақыттары түк ренжімейтін, ашуланбайтын (қазылар жағынан әділетсіздік болса да), керісінше мені «жаным» деп жұбатып, одан сайын күш беріп, мотивация беретін.

Мені оқушысындай емес, қызындай көріп, отбасында проблема болса, бірден шешіп, қандай қиындық болмасын көмектесетін еді. Өмірлік кеңестерін де айтып, құрбылар секілді қалжыңдасатын едік, бірге шәй ішетінбіз. Мектепте бәрі мені Гүлсімнің қызы дейтін. Мұндай ұстаз Қазақстанда некен-саяқ. Гүлсім апай мен үшін - ана, апа, жан құрбы, ұлы ұстаз, қамқоршы жан, көршім. 11-нші сыныпты қимай зорға қоштастық. Әлі күнге дейін хабарласып, сағынышымызды айтып, басып аламыз, алға қойған мақсаттарын, жоспар жұмыстарын айтып отырады.Маған да мотивация беріп, биікке ұмтыл - дейді.

Қазір Алматы қаласында қаржы мамандығы бойынша оқып жатырмын. Қайран, менің мектебім, апайым - деп сағынып жүрмін. Енді ондай аяулы ұстаз маған кезіге ме? Менің жан дегенде жалғыз ұстазым, сізге мың алғыс. Мен сіздей ұстаздың оқушысы болғаныма мақтанамын. Отбасыңызға бақыт, жұмысыңызға табыс тілеймін. Сіз Қазақстанның ғана емес, әлемнің ең үздік ұстазы болуға лайықтысыз. Сіздей ұстаздар елімізде көп болсын.

Подпишитесь на нашу рассылку